Газета "Томские новости, 2 марта 2012 г. Автор: Ксения Салюкова.
Процессы информатизации в городской больнице №3 выходят на финишную
прямую
Сегодня поликлиническое отделение городской больницы № 3 и ряд ее
стационаров работают как единый организм. Здесь запущена медицинская
информационная система «Медиалог», которая объединяет в сеть 150 рабочих
мест в поликлинике, стационаре и в некоторых диагностических отделениях.
С помощью компьютера врач может оперативно узнать, какое лечение
пациенту назначали коллеги или, например, что показало УЗИ или другие диагностические процедуры.
Время наших врачей экономится и благодаря возможности однократно вводить данные и распечатывать
любые документы: справки, направления, результаты обследований, выписные
эпикризы и так далее, – поясняет главный врач МБЛПУ «Городская
клиническая больница №3», Михаил Лукашов.
Пациенты больницы в результате технических преобразований получили легко
читаемые документы: медицинские карты сегодня представляют собой хорошо
организованные, наглядные и структурированные хранилища информации.
Есть у электронных карт и еще одно преимущество. Медицинские данные доступны
пациенту в режиме он-лайн. В апреле прошлого года в горбольнице
запустили новый проект – систему «электронных кабинетов» или мобильную электронную карту Mobimed. Чтобы
воспользоваться ей, пациенту необходимо получить в регистратуре больницы специальную
памятку и карточку с паролями для доступа к информации – их раздают
бесплатно всем желающим. После регистрации, пациенты лечебного учреждения
могут видеть данные своих электронных карт и дистанционно записаться на
прием.
Сегодня он-лайн запись открыта к терапевтам, хирургам и травматологам.
Есть даже дополнительный сервис: о дате и времени приема умная система
напомнит пациенту смс-кой или сообщением на электронную почту:
– Mobimed-ом охотно пользуются не только молодежь, но и люди старшего
возраста, – отмечает начальник АСУ горбольницы №3 Александра Шмырина. –
Разобраться с тем, как обращаться с системой, им помогают дети и внуки.
Это совсем не сложно.
«Подкрутить все процессы»
Сегодня городскую больницу№3 можно назвать одним из лидеров в процессе
информатизации среди муниципальных лечебных учреждений. Эту работу здесь
начали еще в 2005 году. В качестве партнеров по информатизации выбрали ООО «МедКонсалт» ( www.medcons.tomsk.ru ) –
компанию с большим опытом внедрения электронных систем в
лечебных учреждениях по всей России.
Сотрудничество началось с описания
эффективности бизнес-процессов. После консультации с экспертами
«Медконсалта» в больнице были проведены масштабные реформы.
Так,
например, в появился отдельный call-центр: регистраторов, которые
взаимодействуют с пациентами, освободили от необходимости отвечать на
телефонные звонки. Эту обязанность переложили на плечи дежурных. В
итоге, очереди к окошку регистратуры кратно уменьшились.
Все данные о записях на прием тут же попадают в электронное расписание.
О том, что то или иное время у врача занято, одновременно узнают
пользователи всех компьютеров сети. Вносить изменения в расписание могут
не только в регистратуре – записать пациента к другому специалисту или
на анализы может любой консультирующий врач прямо со своего рабочего
места.
– Модернизация процессов работы поначалу шла непросто, – вспоминает
Михаил Лукашов. – Новации прошли три стадии: «это невозможно», «в этом
что-то есть», и «как мы без этого раньше жили»! Сегодня сотрудники
вполне освоили новые технологии. А эффективность работы медицинского
учреждения значительно выросла.
Безопасность
– За безопасность персональных данных опасаться не стоит, – продолжает
Александра Шмырина. – В больнице используется защищенный канал связи
VipNet, который так же используется в банковских системах.
На случай отключения электроэнергии в городской больнице №3 имеются
достаточно мощные источники бесперебойного питания. Они могут
поддерживать лечебное учреждение в рабочем состоянии в течение часа
после отключения электроэнергии.
Кроме того, вся информация постоянно копируется на резервный сервер,
чтобы в случае чрезвычайной ситуации данные не были потеряны.
–В нашей практике был случай, когда из-за резкого перепада напряжения
сгорел сервер, – говорит Александра. – Мы в экстренном порядке
развернули копию на резервном сервере. ЧП случилось в воскресенье. Но
уже в понедельник пользователи спокойно приступили к работе.
Кроме того, в лечебном учреждении ведется бумажный документооборот – его
никто не отменял. Хотя практика показывает: электронные системы
оказываются даже надежнее бумажных: теперь восстановить потерянную
медицинскую карточку – не проблема.
Биохимический анализатор
Новое оборудование, которое поступает в больницу, сразу же
интегрируется в общую сеть. Так, например, в феврале в лабораторном
отделении в работу был запущен автоматический биохимический анализатор
HUMASTAR немецкой фирмы «HUMAN». Этот новый аппарат обладает высокой
производительностью и способен делать широкий спектр анализов. С его
появлением удалось свести к нулю запись на анализы. Дело за малым –
подключить его к общей сети:
– Это будет двусторонняя связь, – говорит Анатолий Кондратьев,
заведующий лабораторным отделением горбольницы №3. – К нам будут
поступать данные о том, что анализ назначен. А мы, в свою очередь, будем
отправлять врачам результаты исследования автоматически. Таким образом, вероятность
механической ошибки при заполнении бланков сведется к нулю. К тому же,
чтобы переписать результаты исследования с анализатора на бланк, с
бланка в выписку уходит немало времени. С введением электронного
документооборота эта рутинная необходимость уйдет.
Дальше – больше
Процессы информатизации лечебного учреждения продолжаются и в 2012 году.
В бюджете больницы уже запланированы средства на оснащение нетбуками
участковых терапевтов для работы на выезде:
– Сегодня во время приема на дому отметки о состоянии больного врачи
делают вручную, а по возвращению в больницу вынуждены их переносить в
электронную систему, – рассказывает Александра Шмырина. – Нетбуки
помогут упростить этот процесс – специалисты смогут загружать информацию
в систему в электронном виде.
Закончить информатизацию стационара помогут средства федеральной целевой
программы модернизации здравоохранения. В городской больнице №3 ожидают
терминальный сервер и 86 терминальных станции, которые гораздо удобнее в обслуживании, чем обычные компьютеры. Их установят в неврологии, урологии, терапии, инфекционном и гастроэнтерологическом отделениях, в которых раньше компьютеризированных рабочих мест у врачей не было. За
счет средств федеральной программы в медучреждении будет проведена
локальная вычислительная сеть, это позволит вышеназванные подразделения
«связать» между собой.
Кроме того, больница получит инфо-киоски. С их
помощью пациенты самостоятельно смогут получить справочную информацию,
прочитать нормативные документы, узнать о времени приема врачей и даже
самостоятельно записаться на прием.
Ксения САЛЮКОВА
Врезка:
В минувшем году в стационарном отделении «Городская клинической больнице
№3», появился wi-fi. Пациенты имеют возможность бесплатного доступа в
томскую сеть. Чтобы зайти во внешний интернет – необходимо приобрести
карту vpn-доступа.
|