Авторы: A. Шмырина, менеджер проектов ООО "Медицинский
консалтинг", г.Томск
М.Ю. Катаев, д.т.н., профессор, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Существует выражение «Процессы существуют в любой организации, независимо от того, описаны они или нет, ведется ими управление или нет.». Для любой организации возникает необходимость в управлении, когда работа осуществляется несколькими исполнителями. В этом случае необходимо выполнять распределение ролей между исполнителями с учетом многих факторов (специализация, квалификация, пол, возраст и др.), заданий, информации, ресурсов, ответственности и полномочий. Целью этой работы является создание условий для составления, выполнения и корректировки производственного плана.
Организация труда исполнителей должна обеспечивать высокую эффективность выполнения плана, т.е. достижение заданных целей при минимальных временных, ресурсных и финансовых издержках. Эффективность деятельности всей организаций в целом определяется эффективностью управления, которое возможно лишь при своевременных, локализованных и верных решениях. В этом случае эффективность становится критерием. Выбор подходящего критерия эффективности связан с определенными сложностями и существенно зависит от квалификации руководителя, внешней и внутренней ситуации для предприятия.
Одной из важнейших организаций для гражданина любой страны является медицинское учреждение. В виду высокой консервативности медицинского направления, современные методы управления организацией слабо еще проникают туда и более привлекательны для частных медицинских учреждений.
Согласно закона РФ «Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. Медицинская организация это сложный механизм, в котором протекает множество различных событий, процессов Управление такой организацией требует детального представления об его организационной структуре, о тех процессах, из которых складывается та или иная медицинская услуга.
Существующие на рынке автоматизированные информационные системы решать лишь проблему сбора, хранения, обработки, анализа и выдачи медицинской информации. Перечисленные функции не позволяют руководителю лечебного учреждения управлять бизнес процессами в полной мере: перераспределение временных и материальных ресурсов между подразделениями, принятие управленческих решений и т.д.
Для понимания структуры лечебного учреждения, необходимо выделить объекты и свойства, которые определяют эти объекты. Основных объектов не так уж и много – 3 (рисунок 1). Это прежде всего:
- «Медицинское учреждение»;
- «Медицинский и вспомогательный персонал»;
- Непосредственно сам «Пациент».
Рисунок 1 - Внешняя среда поликлиники
Рисунок 2 - Внутренняя среда поликлиники
Управление взаимосвязью этих трех составляющих медицинского учреждения может быть основано как на функциональном, так и процессном подходе управления. Однако функциональный подход не дает руководителю возможность увидеть в целом происходящие процессы в лечебном учреждении, так как предприятие распределено на организационные структуры со своими функциональными обязанностями. Процессный подход позволяет управлять как отдельным бизнес-процессом, так и всеми бизнес-процессами больницы. Поэтому данный подход помогает выстроить правильное, логичное, оптимальное взаимодействие основных составляющих лечебного учреждения.
Рассмотрим каждый объект и его свойства, для того чтобы показать возможность применения процессного подхода к управлению больницы.
Объект «Медицинское учреждение» - это здание, в котором происходит непосредственное оказание медицинских услуг. Характеристики данного объекта определяют состав врачебного и вспомогательного персонала, поток пациентов. От качественных показателей «Медицинского учреждения» зависит успешность деятельности и качество обслуживания. Данный объект включает в себя следующие основанные свойства:
- Доступность лечебного учреждения пациенту: транспортная развязка, удаленность от центра города и т.д.
- Число кабинетов в медицинском учреждении – вместимость лечебного учреждения, возможность расширения деятельности при увеличении нагрузки (потока пациентов).
- Коечный фонд – также характеризует вместимость пациентов, нуждающихся в стационарном лечении.
- Длина коридоров – рациональное расположение кабинетов для оказания услуг, возможность исключения бессмысленных перемещений пациентов внутри здания.
- Обеспеченность медицинским оборудованием – возможность проведения полного комплекса клинических исследований.
- Обеспеченность медикаментами – назначение эффективного лечения пациентам в соответствии с заболеванием.
Объект «Медицинский и вспомогательный персонал» - является основой медицинской деятельности. Уровень медицинского персонала определяет качество оказания помощи, а так же позволяет привлечь большие потоки пациентов, а соответственно и получаемую прибыль. В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, медицинских работников не хватает, поэтому необходимо привлекать сотрудников, предлагая при этом возможность переподготовки и обучения.
- Работа – выполнение сотрудниками учреждения своих трудовых обязанностей, в частности лечение, диагностика пациентов, оказание первичной доврачебной помощи и т.д.
- Переподготовка, обучение – медицинская, как и другая любая сфера требует постоянного обучения, совершенствования, обмена опыта между коллегами.
- Рынок труда – кадровая служба больницы ведет работу по поиску персонала.
Постоянно идет обмен между лечебным учреждением и рынком труда в этой сфере.
Объект «Пациент» - получатель медицинской услуги. От количества и качества данного объекта зависит и профиль медицинского учреждения и спектр услуг, которые оказывает больница. Анализируя различные характеристики пациентов, руководству больницы можно регулировать предоставление медицинских услуг
- Требующие госпитализации, специализированной помощи – группа пациентов, требующий безотлагательной помощи в условиях стационарного лечения. Такие пациенты могут быть направлены из различных поликлинических отделений города или поступать в экстренном порядке. При этом необходимо регулировать и управлять этими потоками.
2. Диспансерные – группа пациентов, у которых выявлены заболевания, требующие постоянно контроля. Таким пациентам назначается контрольные точки посещения лечебного учреждения.
- Амбулаторные – группы пациентов, которые обращаются за амбулаторной помощью, не требующие госпитализации. Поток таких пациентов достаточно большой, что также требует пристального внимания со стороны руководства больницы.
- Требующие высотехнологичной помощи – достаточно узкая группа пациентов, которым оказывается дорогостоящая помощь.
- Требующие доврачебной медицинской помощи – данная группа пациентов не требует срочного врачебного вмешательства. Пациент в первую очередь направляется на диагностику состояния здоровья.
- Требующие паллиативной помощи – группа пациентов, диагноз которых ограничивает продолжительность жизни прогрессирующего неизлечимого заболевания.
Как мы видим на рисунке 1, объекты «Медицинское учреждение» - «Медицинский персонал» -«Пациент» образуют связи, которые взаимно влияют друг на друга. Изменение свойств объектов влечет изменение самого объекта и других объектов тоже. К примеру,
- Увеличение кабинетов в больнице влечет за собой увеличение медицинского персонала, а также переподготовку и обучение, возможное совмещение должностей, постоянный поиск новых сотрудников.
- Увеличение площадей больницы, поступление нового оборудования, увеличение финансирование на лекарственное обеспечение, несомненно побуждает руководство лечебного учреждения привлекать все новые потоки пациентов.
- Количество и уровень медицинского персонала влияет на объемы и спектр оказываемой медицинской помощи.
Для внедрения процессного подхода управления на предприятии необходимо:
- Выделить описать существующие основные и вспомогательные процессы.
- Произвести реинжениринг бизнес-процессов.
- Распределить ответственность за бизнес-процесс.
- Определить показатели эффективности бизнес-процесса.
- Разработать и утвердить регламенты работы.
- Управлять ресурсами и регламентами.
На основании вышеперечисленного описания мы можем составить бизнес-процессы, происходящие при осуществлении деятельности медицинского учреждения. При правильной организации бизнес-процессов происходит оптимизация взаимосвязей между тремя основными объектами больницы. Различные подразделения работают для выполнения функций учреждения, в целом, в рамках реализации собственных бизнес-процессов, результаты которых сказываются на процессы целого учреждения. Любое действие при этом становится руководителю прозрачным, а соответственно позволяет ему регулировать и управлять учреждением эффективно и быстро реагировать на изменение как внутренней, так и внешней среды.
|