На главную Карта сайта Написать письмо
Компания «Медконсалт» - Консалтинг. Реинжиниринг. Внедрения МедКонсалт - оборудование для утилизации медицинских отходов
МедКонсалт - На главную
19.12.2013
Клиника Сибирская приобрела лицензии МИС «Медиалог»
Подробнее
01.11.2013
Клиника восстановительного лечения «Sante» приобрела лицензии МИС Медиалог.
Подробнее
24.05.2013
Компания «МедКонсалт» завершила работы по внедрению МИС «Медиалог» в Новом Уренгое
Подробнее
Все новости компании Медконсалт
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru Томск

Процессный подход к управлению медицинской организацией


Авторы: A. Шмырина, менеджер проектов ООО "Медицинский консалтинг", г.Томск
М.Ю. Катаев, д.т.н., профессор, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

Существует выражение «Процессы существуют в любой организации, независимо от того, описаны они или нет, ведется ими управление или нет.». Для любой организации возникает необходимость в управлении, когда работа осуществляется несколькими исполнителями. В этом случае необходимо выполнять распределение ролей между исполнителями с учетом многих факторов (специализация, квалификация, пол, возраст и др.), заданий, информации, ресурсов, ответственности и полномочий. Целью этой работы является создание условий для составления, выполнения и корректировки производственного плана.

Организация труда исполнителей должна обеспечивать высокую эффективность выполнения плана, т.е. достижение заданных целей при минимальных временных, ресурсных и финансовых издержках. Эффективность деятельности всей организаций в целом определяется эффективностью управления, которое возможно лишь при своевременных, локализованных и верных решениях. В этом случае эффективность становится критерием. Выбор подходящего критерия эффективности связан с определенными сложностями и существенно зависит от квалификации руководителя, внешней и внутренней ситуации для предприятия.

Одной из важнейших организаций для гражданина любой страны является медицинское учреждение. В виду высокой консервативности медицинского направления, современные методы управления организацией слабо еще проникают туда и более привлекательны для частных медицинских учреждений.

Согласно закона РФ «Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи. Медицинская организация это сложный механизм, в котором протекает множество различных событий, процессов Управление такой организацией требует детального представления об его организационной структуре, о тех процессах, из которых складывается та или иная медицинская услуга.

Существующие на рынке автоматизированные информационные системы решать лишь проблему сбора, хранения, обработки, анализа и выдачи медицинской информации. Перечисленные функции не позволяют руководителю лечебного учреждения управлять бизнес процессами в полной мере: перераспределение временных и материальных ресурсов между подразделениями, принятие управленческих решений и т.д.

Для понимания структуры лечебного учреждения, необходимо выделить объекты и свойства, которые определяют эти объекты. Основных объектов не так уж и много – 3 (рисунок 1). Это прежде всего:

  1. «Медицинское учреждение»;
  2. «Медицинский и вспомогательный персонал»;
  3. Непосредственно сам «Пациент».


Рисунок 1 - Внешняя среда поликлиники


Рисунок 2 - Внутренняя среда поликлиники

Управление взаимосвязью этих трех составляющих медицинского учреждения может быть основано как на функциональном, так и процессном подходе управления. Однако функциональный подход не дает руководителю возможность увидеть в целом происходящие процессы в лечебном учреждении, так как предприятие распределено на организационные структуры со своими функциональными обязанностями. Процессный подход позволяет управлять как отдельным бизнес-процессом, так и всеми бизнес-процессами больницы. Поэтому данный подход помогает выстроить правильное, логичное, оптимальное взаимодействие основных составляющих лечебного учреждения. Рассмотрим каждый объект и его свойства, для того чтобы показать возможность применения процессного подхода к управлению больницы.

Объект «Медицинское учреждение» - это здание, в котором происходит непосредственное оказание медицинских услуг. Характеристики данного объекта определяют состав врачебного и вспомогательного персонала, поток пациентов. От качественных показателей «Медицинского учреждения» зависит успешность деятельности и качество обслуживания. Данный объект включает в себя следующие основанные свойства:

  1. Доступность лечебного учреждения пациенту: транспортная развязка, удаленность от центра города и т.д.
  2. Число кабинетов в медицинском учреждении – вместимость лечебного учреждения, возможность расширения деятельности при увеличении нагрузки (потока пациентов).
  3. Коечный фонд – также характеризует вместимость пациентов, нуждающихся в стационарном лечении.
  4. Длина коридоров – рациональное расположение кабинетов для оказания услуг, возможность исключения бессмысленных перемещений пациентов внутри здания.
  5. Обеспеченность медицинским оборудованием – возможность проведения полного комплекса клинических исследований.
  6. Обеспеченность медикаментами – назначение эффективного лечения пациентам в соответствии с заболеванием.
Объект «Медицинский и вспомогательный персонал» - является основой медицинской деятельности. Уровень медицинского персонала определяет качество оказания помощи, а так же позволяет привлечь большие потоки пациентов, а соответственно и получаемую прибыль. В связи со сложившейся ситуацией на рынке труда, медицинских работников не хватает, поэтому необходимо привлекать сотрудников, предлагая при этом возможность переподготовки и обучения.
  1. Работа – выполнение сотрудниками учреждения своих трудовых обязанностей, в частности лечение, диагностика пациентов, оказание первичной доврачебной помощи и т.д.
  2. Переподготовка, обучение – медицинская, как и другая любая сфера требует постоянного обучения, совершенствования, обмена опыта между коллегами.
  3. Рынок труда – кадровая служба больницы ведет работу по поиску персонала.
Постоянно идет обмен между лечебным учреждением и рынком труда в этой сфере. Объект «Пациент» - получатель медицинской услуги. От количества и качества данного объекта зависит и профиль медицинского учреждения и спектр услуг, которые оказывает больница. Анализируя различные характеристики пациентов, руководству больницы можно регулировать предоставление медицинских услуг
  1. Требующие госпитализации, специализированной помощи – группа пациентов, требующий безотлагательной помощи в условиях стационарного лечения. Такие пациенты могут быть направлены из различных поликлинических отделений города или поступать в экстренном порядке. При этом необходимо регулировать и управлять этими потоками. 2. Диспансерные – группа пациентов, у которых выявлены заболевания, требующие постоянно контроля. Таким пациентам назначается контрольные точки посещения лечебного учреждения.
  2. Амбулаторные – группы пациентов, которые обращаются за амбулаторной помощью, не требующие госпитализации. Поток таких пациентов достаточно большой, что также требует пристального внимания со стороны руководства больницы.
  3. Требующие высотехнологичной помощи – достаточно узкая группа пациентов, которым оказывается дорогостоящая помощь.
  4. Требующие доврачебной медицинской помощи – данная группа пациентов не требует срочного врачебного вмешательства. Пациент в первую очередь направляется на диагностику состояния здоровья.
  5. Требующие паллиативной помощи – группа пациентов, диагноз которых ограничивает продолжительность жизни прогрессирующего неизлечимого заболевания.
Как мы видим на рисунке 1, объекты «Медицинское учреждение» - «Медицинский персонал» -«Пациент» образуют связи, которые взаимно влияют друг на друга. Изменение свойств объектов влечет изменение самого объекта и других объектов тоже. К примеру,
  1. Увеличение кабинетов в больнице влечет за собой увеличение медицинского персонала, а также переподготовку и обучение, возможное совмещение должностей, постоянный поиск новых сотрудников.
  2. Увеличение площадей больницы, поступление нового оборудования, увеличение финансирование на лекарственное обеспечение, несомненно побуждает руководство лечебного учреждения привлекать все новые потоки пациентов.
  3. Количество и уровень медицинского персонала влияет на объемы и спектр оказываемой медицинской помощи.
Для внедрения процессного подхода управления на предприятии необходимо:
  1. Выделить описать существующие основные и вспомогательные процессы.
  2. Произвести реинжениринг бизнес-процессов.
  3. Распределить ответственность за бизнес-процесс.
  4. Определить показатели эффективности бизнес-процесса.
  5. Разработать и утвердить регламенты работы.
  6. Управлять ресурсами и регламентами.
На основании вышеперечисленного описания мы можем составить бизнес-процессы, происходящие при осуществлении деятельности медицинского учреждения. При правильной организации бизнес-процессов происходит оптимизация взаимосвязей между тремя основными объектами больницы. Различные подразделения работают для выполнения функций учреждения, в целом, в рамках реализации собственных бизнес-процессов, результаты которых сказываются на процессы целого учреждения. Любое действие при этом становится руководителю прозрачным, а соответственно позволяет ему регулировать и управлять учреждением эффективно и быстро реагировать на изменение как внутренней, так и внешней среды.




На главнуюКарта сайтаНаписать письмо главная  \  о компании  \  новости  \  проекты  \  услуги  \  статьи  \  СМИ  \  контакты
Продажа, внедрение и сопровождение МИС "Медиалог"
© Copyright "МедКонсалт", 2012 - 634034, г. Томск, ул. Нахимова 8/11, офис 309, тел. 8 (3822) 257-387 Design: KOS